ЕС и МВФ задумываются отдать Украине средств на "газовую войну" с Россией

В Бангкок направили спецназ, чтоб отбить правительственные строения

В НАТО разгорелся новейший оборонный скандал

Посол США в Турции Френсис Риччиардоне констатировал «напряженность» в турецко-американских отношениях. Причина - закупка Турцией у китайской Компании по ввозу и экспорту продукции четкого машиностроения (CPMIEC) средств ПВО. На этот же договор претендовали америкосы, но официально дело не в этом, а в том, что CPMIEC находится под действием американских санкций. Дескать, нехорошо так поступать, раз уж союзники.

Как охлаждалась сталь

На констатацию напряженности в турецко-американских отношениях послу по старенькой интернет-традиции охото ответить «спасибо, кэп», ибо дела эти не ладятся уже издавна. Более отстрой точкой дипломатического противоборства стал предел 2007-08 годов. Тогда Анкара, невзирая на активные возражения США, решила провести военную операцию против курдских боевиков-сепаратистов. Неувязка состояла в том, что операция эта затрагивала местность Иракского Курдистана - автономии в составе Ирака и самого размеренного региона данной для нас неспокойной страны. Вмешательство турок угрожало резко обострить ситуацию в остальном Ираке, в итоге обошлось без резких обострений, но «осадок остался»: разговор с Вашингтоном Анкара вела в очень резких тонах.

Опосля данной ссоры можно было констатировать, что в «многовекторной наружной политике» турок был осуществлен наклон в сторону России, дела с которой, невзирая на активное экономическое сотрудничество, долгие и длительные годы оставались холодными. Турецкий премьер-министр Эрдоган стал одним из немногих глобальных фаворитов, кто в российско-грузинско-осетинском конфликте 2008 года недвусмысленно встал на сторону России. Последовавшую прямо за сиим серию визитов российских первых лиц в Турцию и турецких - в Россию дипломаты называли «прорывной», «исторической», а то и «стратегической». Итогом данной серии стало подписание почти всех, в том числе и впрямь «прорывных» и «исторических» контрактов. Со собственной стороны, южноамериканская пресса заявляла: наклоном в сторону России турки «дразнят» Запад и пробуют играться на противоречиях, которых накопилось много. В этом смысле западная пресса не ошиблась: именовать Анкару и Москву близкими друзьями и союзниками нельзя при всем желании, а факт политического торга с Западом в турецких элитах даже не пробуют отрицать.

Очередной камень преткновения - Израиль. Турция - одна из чрезвычайно немногих исламских государств региона, которая не попросту признает Израиль, да и сотрудничает с ним. Но с неких пор Анкара воспринимает роль в неформальном забеге с палестинским флагом, пытаясь заработать доп авторитет в мусульманском мире. Дела меж 2-мя странами - ужаснее некуда, и это нельзя разъяснить одним только инцидентом с судном «Мави Мармара». Все еще ужаснее: это цивилизационный, непримиримый, яростный конфликт, поточнее, часть конфликта меж Израилем и мусульманским миром вообщем. Всё бы ничего, но Израиль - принципиальный партнер НАТО. Это страна, находящаяся на особенном положении в очах США. Словом, в истории остывания отношений с Вашингтоном израильско-турецкий конфликт тоже отыскал свое отражение.

Раздельно стоит упомянуть Брюссель. Опосля угнетения протестов в Стамбуле, которое западная пресса по большей части освещала без симпатий к Эрдогану, в очах почти всех европейцев турецкий премьер стал потихоньку вызревать до состояния «очередной восточный деспот». Параллельно турецкая дипломатия стала все очевиднее огрызаться в сторону западных союзников. Не исключено, что официальное возобновление переговоров о вступлении Турции в Евросоюз стало маневром, цель которого - вернуть Анкару в «лоно европейской политической цивилизации». Поможет либо нет, вопросец. Анкаре понятно, что наикрупнейшие страны ЕС выступают категорически против включения Турции в собственный альянс, но опосля победы левых во Франции ситуация несколько поменялась. Не считая того, Эрдоган и его Партия справедливости и развития никогда не отрешались от платформы, подразумевающей очень возможную интеграцию собственной страны в Евросоюз. Умеренный исламизм в купе с европейским выбором - это для их что-то вроде визитной карточки.

Тендер преткновения

Конкурс на закупку 12 зенитно-ракетных комплексов длился практически 5 лет, другими словами, он был неизменным очевидцем описанного чуть повыше остывания отношений меж Турцией и Западом. В конкурсе участвовали южноамериканский консорциум «Локхид Мартин»/"Рейтеон" с комплексом на базе ЗРК «Пэтриот» версий РАС-2 GMT и РАС-3, французско-итальянский консорциум «Евросам» с ЗРК SAMP/T на базе ЗУР «Астер-30», наш «Рособоронэкспорт» с ЗРС С-300В «Антей-2500», также китайская компания CPMIEC с комплексом HQ-9 (экспортное обозначение FD-2000).

«Рособоронэкспорт» по неким (неподтвержденным) данным на крайнем шаге снял свою заявку. В любом случае, в шорт-лист он не вошел. А одолела CPMIEC с HQ-9 - самой совершенной системой ПВО Китая. По словам турецкой стороны, решение в пользу CPMIEC было принято ввиду «сочетания цены и качества». Ежели насчет свойства еще можно спорить, то насчет цены никак: китайское предложение, которое во многом копирует российские С-300, было самым дешевеньким. Предполагается, что договор обойдется наименее чем в 4 млрд баксов, строить комплекс турецкая и китайская сторона будут совместными усилиями (здесь стоит отметить, что CPMIEC не производит вооружения сама; главные производители - это компании CASC и CASIC).

Скоро опосля того, как решение было объявлено, официальный дилер Госдепа США заявила, что ситуация «вызывает серьёзную озабоченность», потому что переговоры ведутся с компанией, «находящейся под действием американских санкций», и по вопросцу о противоракетной системе, «которая будет несовместима ни с системами НАТО, ни с коллективной обороноспособностью». Резюме было последующим: «Наши дискуссии по данной дилемме будут продолжены».

Таковым образом, формальные претензии США можно поделить на две части: санкции и техно несопоставимость. О том, что продукция CPMIEC плохо подступает под стандарты НАТО, еще в процессе конкурса заявляли и турецкие военные, но принимающий решение комитет их претензии отклонил. Кстати, по неким данным, «Рособоронэкспорт» не стал выставлять на конкурс наиболее современный ЗРС С-400 «Триумф» как раз поэтому, что она не инкорпорируется в систему ПВО Североатлантического альянса.

С санкциями труднее. США ввела их против CPMIEC в феврале этого года за нарушение акта о нераспространении орудия в таковых странах, как Иран, Северная Корея и Сирия. Но здесь стоит осознавать, что основная цель этих санкций касается не запрета брать, а запрета поставлять, другими словами, перепродавать орудие через CPMIEC, чтоб новые военные и технические разработки «не попали в руки одиозных режимов».

В чем конкретно виновна CPMIEC, и какие есть доказательства данной вины, не оглашается. При всем этом турецкая сторона даже не стала интересоваться подробностями. Как заявил вице-премьер страны Бюлент Аринк, Турция «не имеет никаких обязанностей в части выполнения санкций, введенных иными странами», и «любые решения обязана принимать на базе собственных государственных интересов».

Вообщем, трудно ждать иной реакции в критериях, когда введенные США ограничения игнорируют южноамериканские же компании. Санкции против CPMIEC и её филиалов вводились и ранее. Так было изготовлено, например, в 2006 году, когда компания «попалась» на поставках орудия Ирану. Но в 2010 году журнальчик The Wall Street Journal со ссылкой на доклад «Проект Висконсина по контролю над ядерными вооружениями» сказал, что с того времени CPMIEC воплотила практически 300 поставок южноамериканским компаниям. «Мы тратим много времени, убеждая остальные страны в том, что нам необходимо ужесточать санкции в отношении Ирана, в то время как нам необходимо сделать лучше соблюдение наших собственных уже имеющихся законов», - откомментировал ситуацию директор упомянутого проекта и прошлый консультант Пентагона Гари Милхоллин.

Недобросовестная конкурентнсть

Со собственной стороны Поднебесная просит не политизировать «нормальную торговую конкуренцию». «Сотрудничество меж китайской компанией и Турцией - это обычная военная кооперация меж 2-мя странами», - заявила по случаю пресс-секретарь китайского МИДа Хуа Чуньин.

Но, ежели включить конспиролога, можно выдвинуть сходу две версии, на основании которых эту торговую конкурентнсть навряд ли можно именовать «нормальной». 1-ая лежит на поверхности: истерика США имеет целью переубедить турок и вынудить их сделать выбор в пользу «Пэтриотов». Так было бы лучше для НАТО, это было бы принципиально для южноамериканского ВПК. Ежели так, у американцев есть шанс выйти из сложившейся ситуации победителем. Президент Турции Абдулла Гюль уже заявил, что подписание договора с CPMIEC в последнее время не планируется и «компания является всего только фаворитом недлинного перечня претендентов в тендере». При всем этом он раздельно оговорился, что Турция - член НАТО, а означает, должна учесть интересы альянса. Всё это смотрится как отступление перед дипломатическим натиском американцев.

Другое дело, что президент в Турции - фигура во многом номинальная. А заявление его можно трактовать и в пользу иной конспирологической версии: заявление о победе CPMIEC турецкая сторона могла применять в качестве «вброса», чтоб проследить реакцию и уверить остальных игроков понизить стоимость.

Данный шантаж может преследовать и остальные цели, совсем не связанные с тендером. Как уже было сказано, турецкая армия является 2-ой по численности в НАТО, но при всем этом не имеют собственных средств защиты от ракет далекого радиуса деяния. Ключевое слово «собственных». На местности Турции на данный момент размещаются 6 батарей, оснащенных зенитно-ракетными комплексами «Пэтриот». Их перебросили на юго-восток страны США, Германия и Нидерланды опосля обострения сирийского конфликта. Ряд турецких газет утверждали, что Анкаре чрезвычайно бы хотелось бросить эти комплексы для себя. В данном случае, не исключено, что дипломатия решила включиться в игру с тендером. Дескать, новейшие «Пэтриоты» мы купим лишь в этом случае, ежели хотя бы южноамериканская часть «гостинца» остается на турецкой земле и перейдет под турецкое командование. Вообщем, за границы турецких СМИ данная версия событий не перескочила.

И крайнее. Турция получит в свое распоряжение зенитно-ракетные комплексы к тому же в этом случае, ежели будет реализована реформа НАТО о совместном производстве и передаче технологий (о этом газета Взор писала накануне). Вместе с Берлином, Анкара является одним из лоббистов реформы. И то, что скандал с тендером разгорелся как раз накануне очередных переговоров по данному вопросцу, это не может не наводить на определенные мысли.