Около сотки человек пикетируют штаб спецназа МВД в Киеве

Британский и украинский тексты Соглашения о ассоциации имеют значительные различия, - эксперт

Наталья Герман: "То, что мы европейское правительство, признается всеми"

Основной редактор «Ъ-MD» Владимир Соловьев встретился с главой МИДЕИ Молдовы Натальей Герман, чтоб осознать, чем Кишинев заслужил такое отношение со стороны ЕС, как далековато Молдова хочет зайти в отношениях с Брюсселем не боится ли она давления Москвы.

«Если возникнут вопросцы со стороны российских коллег, мы готовы на их ответить»

- В Вильнюсе глава Совета ЕС Херман Ван Ромпей и председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу много говорили о давлении России на страны «Восточного партнерства»: на Украину, которая в крайний момент отказалась подписать Соглашение о ассоциации с ЕС, на Армению, развернувшуюся к Таможенному союзу. Ждете ли вы, что и на Кишинев усилится давление РФ?

- Опосля того как мы выпустили текст парафированного в Вильнюсе Соглашения о ассоциации с ЕС, мы начинаем диалог с РФ на двусторонней базе, чтоб обе стороны могли оценить, каким образом выполнение положений контракта о ассоциации с ЕС может оказывать влияние на уже имеющиеся договоренности меж нашими странами. О этом я говорила со своим сотрудником Сергеем Лавровым в июле в Москве. Мы чрезвычайно открыты к этому диалогу, и в этом диалоге нет тем, о которых мы не можем говорить. Ежели возникнут вопросцы со стороны российских коллег, мы готовы на их ответить.

Я полностью убеждена, что выполнение положений этого соглашения, включая договоренности о разработке зоны углубленной и всеобъятной вольной торговли (Deep and Comprehensive Free Trade Area, DCFTA), не только лишь будет содействовать модернизации Молдовы, сделает лучше состояние жизни наших людей, да и сделает Молдову еще наиболее симпатичным партнером с торгово-экономической точки зрения. И для России, и для всех других стран.

- И все таки вы ждете, что Москва начнет на вас давить?

- Рано говорить и рано загадывать. Я думаю, что наша открытость к диалогу с российскими партнерами расценивается в Москве позитивно. У нас намечен целый ряд контактов.

- По поводу DCFTA есть и иная точка зрения. Ее сущность в том, что, когда зона вольной торговли с ЕС будет сотворена, наиболее дешевенькие и высококачественные европейские продукты потеснят молдавские. Тогда и местные производители будут обязаны отправлять свою продукцию на рынок России и остальных государств Таможенного союза, а те начнут защищаться. В итоге целые отрасли могут оказаться под опасностью.

- Не думаю, что это случится, поэтому как в процессе переговоров мы разработали механизмы защиты определенных отраслей.

- Какие?

- Отдельные отрасли не будут либерализованы в течение оговоренных переходных периодов. В это время мы будем облагораживать их конкурентоспособность. Наибольший переходный период - это 10 лет.

- С подписанием Соглашения о ассоциации с ЕС курс Молдовы на евроинтеграцию станет необратимым?

- Думаю, что да. Реализация положений этого соглашения конкретна и структурна. Она обеспечит политическую ассоциацию и экономическую интеграцию. Это создаст предпосылки для того, чтоб опосля пары лет имплементации соглашения мы могли задуматься о будущем наших отношений с ЕС - о последующем, новеньком шаге.

- Пример Украины показал: меж парафированием соглашения и его подписанием - крупная, иногда непреодолимая дистанция. Когда Кишинев планирует подписать с ЕС Соглашение о ассоциации?

- Мы ориентируемся на сентябрь 2014 года. Это по оценкам наших европейских партнеров, которым и предстоит выполнить всю техно работу. Ежели они сделают усилие и окончат технические переводы на языки государств ЕС и все экспертизы ранее, чем в сентябре, мы с огромным наслаждением подпишем соглашение ранее.

«Кто знает, как воздействую действия на Украине на евроинтеграционные шансы Республики Молдова?»

- В Молдове не за горами парламентские выборы и Компартия, выступающая за интеграцию в Таможенный альянс, очень сильна. Ежели коммунисты придут к власти, они сумеют каким-то образом расторгнуть подписанное соглашение?

- В содержании контракта есть положение о мониторинге его имплементации и о невыполнении одной из сторон взятых на себя обязанностей. Ежели кто-то опосля выборов захотит расторгнуть это соглашение, другими словами не делать взятые на себя обязательства, в силу вступает верно прописанная процедура, когда иная сторона обращается в Трибунал Евро союза (Court of Justice of the European Union). В этом плане свою роль будет играться разбирательство данной ситуации в суде.

- Трибунал может назначить санкции?

- Естественно. В данном случае прекращаются дела меж ЕС и государством. Сначала политический диалог, сворачиваются все программы помощи, которую ЕС предоставляет данной нам стране.

- Другими словами расторжение подобного контракта может сделать некоторую новейшую действительность в отношениях сторон?

- Думаю, что будет потеряно много времени, будут потеряны программы помощи, программы по развитию, которые нужны республике на данном шаге. Необходимо глядеть на то, как это может отразиться на политическом диалоге меж Молдовой и ЕС, так как политическая часть соглашения достаточно принципиальная. И ежели все соглашение будет расторгнуто либо заморожено, возникнет вопросец - хочет ли Молдова осуществлять далее реформы в таковых отраслях, как правосудие, верховенство закона.

- Роль в програмке «Восточное партнерство», как и подписание с ЕС Соглашения о ассоциации, совсем не гарантирует вступления страны в Евросоюз. Турция подписала соглашение полста лет назад и членства не получила до этого времени. Вы на что надеетесь?

- Думаю, что опосля того, как мы пару лет будем образцово делать положения этого соглашения, у нас покажется моральное право на то, чтоб в рамках нашего политического диалога с ЕС мы начали добиваться последующего шага. Этот последующий шаг верно прописан во всех европейских договорах: неважно какая европейская страна - а то, что мы европейское правительство, признается всеми,- которая соответствует определенным аспектам и эталонам, может подать заявку на начало переговоров о вступлении в ЕС. Ежели эта заявка будет положительно воспринята государствами-членами Евросоюза, через некий период эту страну могут пригласить начать последующий шаг переговоров. Тогда и страна становится кандидатом в члены ЕС.

- В ЕС трудности с мигрантами и экономические трудности, и кажется, это навечно. О молдавской экономике и говорить нечего - беднейшая страна в Европе, да еще с неурегулированным территориальным конфликтом, который непонятно когда будет разрешен. С таковым багажом даже грезить о вступлении в ЕС неудобно. Давайте по-честному: когда, вы думаете, Молдова может созреть для подачи заявки на вступление, а ЕС - для положительного решения по ней?

- Чрезвычайно трудно загадывать наперед и верно очертить временные характеристики для реализации такового сценария. Вы верно произнесли, все зависит от того, как развивается ситуация в самой Молдове с учетом ее внутренних заморочек и сложностей. Но, принимая во внимание то, что происходит снутри ЕС, необходимо также иметь в виду и определенные геополитические реалии. В некий период они играют позитивную роль, а на каком-то шаге - нехорошую. Ситуация в нашем регионе развивается настолько динамично, что никогда нельзя с уверенностью огласить, что будет через год, два либо три. Кто знает, как воздействую действия на Украине на евроинтеграционные шансы Республики Молдова?

- Какая-то лотерея выходит...

- Я желаю верить, что то, что на данный момент происходит в нашем регионе, в длительной перспективе позитивно скажется на шансах европейской интеграции Молдовы. Но, непременно, очень принципиально то, как Молдова развивается и реформируется.

- По поводу темпов ее реформирования чрезвычайно много вопросцев.

- Возьмите хотя бы процесс либерализации визового режима. Мне кажется, что правительство и остальные структуры, которые были вовлечены в этот процесс, совсем верно доказали самим для себя, популяции страны и иностранным партнерам, что при наличии политической воли, верно очерченной цели, мобилизации и концентрации усилий сделать можно почти все. Мы смогли в достаточно маленький срок и чрезвычайно отменно выполнить целый ряд критерий. Как это было изготовлено, все оценочные миссии, которые нас посетили, пришли к выводу, что мы в принципе соответствуем всем аспектам для получения безвизового режима с ЕС. Я думаю, это чрезвычайно неплохой пример того, что можно сделать, ежели есть политическая воля и поддержка населения. Этот пример для меня показательный, чрезвычайно положительный, и в этом плане, естественно когда закончится формальная процедура принятия решения, каждый гражданин Молдовы, у кого есть биометрический паспорт, ощутит немедля все выгоды и блага от проделанной нами работы.

- Не сглазить бы. Ваш предшественник на этом посту - сегодняшний премьер Юрий Лянкэ - два раза называл определенную дату отмены виз и два раза сам себя опровергал.

- Мне кажется, на данный момент мы можем глядеть на этот процесс с еще большей толикой убежденности. Еврокомиссия, являющаяся тем партнером, который уполномочен принимать решения, готова страна либо нет, пришла к выводу, что Молдова этого достойна. Молдова провела полностью все реформы в согласовании с планом деяния по либерализации визового режима. И Еврокомиссия выслала рекомендацию в форме законодательной инициативы в Совет ЕС и в Европарламент, чтоб эти два европейских института поддержали ее.

- Именовался даже примерный срок отмены виз - март-апрель 2014 года. Почему эта самая дата?

- Так как Европарламент этого созыва будет работать до конца марта 2014 года. Позже начнется предвыборная кампания.

- Думаете, успеет этот состав парламента одобрить законодательную инициативу Еврокомисии?

- Я достаточно оптимистично расцениваю шансы на это. Мы думаем, что уже сначала грядущего года этот вопросец будет рассмотрен, мы не ожидаем никаких заморочек либо сложностей в процессе обсуждения. В Европарламенте, кстати говоря, необходимо обычное большая часть, чтоб инициатива прошла. И в Совете ЕС тоже не нужен консенсус.

- Выходит, Молдова в этом процессе опередит Россию, которая издавна и настойчиво достигает безвизового режима с ЕС?

- Я не чрезвычайно отлично знаю, на каком шаге на данный момент находятся переговоры меж Россией и Евросоюзом на этот счет. Там взаимные обязательства, как я знаю. Это совсем иной подход. У Молдовы были односторонние обязательства.

- Другими словами Молдова обязалась выполнить условия ЕС?

- Да. И Молдова уже издавна отменила необходимость виз для людей Евросоюза. Мы никогда не сопротивлялись такому подходу. И, как я уже произнесла, для нас этот план действий по безвизовому режиму явился самой наилучшей дорожной картой в осуществлении реформ в области правосудия, внутренних дел, прав человека, передвижения и во всех других отраслях, которые отражены в плане действий по либерализации визового режима. Улучшилось качество удостоверяющих личность документов, улучшился контроль на границе, возникли новейшие механизмы охраны гос границы. Я вас уверяю, что, если б хоть что-то не было выполнено из числа тех критерий, что были очерчены в плане действий, никогда бы Еврокомиссия не приняла положительного решения по Молдове.

«В Тирасполе чрезвычайно отлично понятно, о чем шли переговоры»

- Есть мировоззрение, что обещанный с грядущего года безвизовый режим - это незаслуженный аванс Молдове, за который следует благодарить нерешительную Украину и Россию, оказывающую давление на страны «Восточного партнерства» с тем, чтоб развернуть их к Таможенному союзу. Чрезвычайно всераспространена точка зрения, что Еврокомиссия одарила Кишинев на зависть Киеву - мол, смотрите, ребята, что вы упустили.

- Совсем не согласна с таковой постановкой вопросца. Молдова вправду выполнила полностью все условия. 15 ноября возник 5-ый и крайний отчет Еврокомиссии, на крайней страничке которого написана рекомендация обеспечить гражданам Молдовы безвизовый режим заезда на местность Евросоюза. В это время, кстати говоря, еще не было понятно, подпишет Украина в Вильнюсе Соглашение о ассоциации либо нет. Практически до крайнего дня, даже еще в Вильнюсе оставались определенные надежды, что в принципе, быть может, украинская делегация изменит ранее объявленное решение и подпишет соглашение. Я бы вообщем никак не связывала молдавский прогресс и молдавские успехи в выполнении критерий безвизового режима с тем, что происходит в остальных странах «Восточного партнерства». С иной стороны, мне кажется, что сам тот факт, что усилия Молдовы были правильно оценены, может иметь чрезвычайно положительное влияние на те страны «Восточного партнерства», которые занимаются выполнением плана действий по либерализации визового режима с ЕС.

- Евроинтеграция и приднестровское урегулирование совместимые вещи, беря во внимание, что власти Тирасполя молвят о цивилизованном разводе с Кишиневом и грезят о присоединении к России?

- Я, как основной переговорщик с Евросоюзом в протяжении крайних 4 лет, повсевременно приглашала представителей приднестровской администрации на полностью все раунды переговоров с ЕС. В особенности по DCFTA. Они присутствовали на всех без исключения раундах и в принципе в Тирасполе чрезвычайно отлично понятно, о чем шли переговоры, какими были позиции сторон и каковы результаты этих переговоров. Мне бы, естественно, чрезвычайно хотелось, чтоб во время переговорного процесса меня, как основного переговорщика, коллеги из Тирасполя информировали о собственных дилеммах, нуждах, интересах.

- А этого не было?

- Этого не было. Хотя, я повсевременно высылала туда (в Тирасполь - «Ъ-MD») документы по подготовке переговорных раундов. И чрезвычайно желала получить от их реакцию, чтоб интересы приднестровской стороны были учтены в контексте представления общей позиции страны.

- Была реакция?

- Тирасполь достаточно пассивно реагировал. Но я считаю принципиальным, что они присутствовали на всех раундах. И я надеюсь, что информация, в особенности по DCFTA, была потом доведена через торгово-промышленную палату региона конкретно до компаний, до бизнеса. Мы знаем, что внешнеторговый оборот, который осуществляют торговые агенты региона с Евросоюзом, уже добивается приблизительно 38%. Это не малая толика в общей картине. Было бы естественно продолжать развивать эту торговлю в критериях DCFTA. Раскрывается перспектива развития торговых отношений с рынком в 500 млн. потребителей. Это большой потенциал. Еще принципиально отметить, что ассиметричные торговые преференции - тот режим, который на данный момент действует для всей Молдовы - будут в исключительном порядке продлены для Приднестровья до 1 января 2016 года.

- А далее что?

- В этот период времени мы чрезвычайно бы желали работать вместе с приднестровскими сотрудниками, чтоб лучше приготовить экономику региона для выполнения критерий, предусмотренных DCFTA.

- Чувствуете желание такое со стороны коллег в Тирасполе?

- Я рассчитываю на их здравый смысл. Выгоды от реализации положений о зоне вольной торговли очевидны. Дана отсрочка на пару лет, чтоб лучше приготовиться к работе в критериях DCFTA. Мы готовы делать это вместе с сотрудниками из Евросоюза, чтоб модернизировались некие отрасли и компании. Мы на это все чрезвычайно даже готовы. В принципе, я думаю, что поток иностранных инвестиций вырастет в экономику всей Молдовы, поэтому как зона вольной торговли это определенная гарантия того, что инвестиции будут защищаться. Условия ведения бизнеса будут подобны тем, которые есть в Евросоюзе. В Молдове не обязано быть 2-ух разных коммерческих режимов. Это малюсенькое правительство, оно обязано развиваться, модернизироваться. Жизнь людей на левом и на правом берегу в итоге этого будет улучшаться.

- Накануне саммита в Вильнюсе румынский президент Траян Бэсеску произнес, что сейчас государственным проектом Румынии сейчас является объединение с Молдовой. Как вы расцениваете такие заявления фаворита примыкающей страны?

- Молдова является суверенным, независящим государством, которое, двигается в направлении Евросоюза. Курс на евроинтеграцию является главным ценностью и внутренней и наружный политики республики Молдова. Ответом на ваш вопросец может стать призыв всем остальным государствам участникам членам Евросоюза поддержать и содействовать этому курсу. Мы лицезреем себя в дальнейшем полноправным членом ЕС и, как независящее, суверенное правительство, осуществляем реформы и преобразования для того, чтоб эта цель осуществилась.

- Заявление политика фаворита хоть какой из государств о том, что его цель - слиться с иным государством, которое этого не желает, воспринимаются как покушение на суверенитет. Нет?

- Опосля заявлений Траяна Бэсеску немедля возникли заявления премьер министра Румынии, министра иностранных дел (премьер и глава МИД Румынии осудили заявления президента Бэсеску - «Ъ-MD»).

- Я говорю о Молдове. О том, как все это воспринимается молдавскими госчиновниками, которые по определению должны быть патриотами собственной страны.

- Естественно, все патриоты. И было довольно много выражений в крайние дни о том, что мы лицезреем себя, как я уже произнесла суверенным, независящим государством, которое не стремиться объединяться с каким-то остальным государством. Даже ежели это правительство полноправный член ЕС. Мы двигаемся по направлению в ЕС. И в принципе это является нашей основной целью. И задачей. Естественно, мы можем иметь различное мировоззрение, любой из нас, людей республики Молдова о том, как расценивать подобные заявления. Премьер-министр Молдовы уже говорил, а я могу повторить, что нам не многим нравятся подобные заявления. С иной стороны, эти выражения не отражают официальную позицию страны, как сразу отметили премьер и глава МИД Румынии.

- А вообщем с дипломатической точки зрении такое поведение это что-то из ряда вон выходящее либо так тоже можно?

- Когда эта позиция представляется в качестве официальной и консолидированной позиции...

- Ну, а какую еще позицию может высказывать президент страны? Вот Владимир Путин произнес бы: Приднестровье обязано быть частью России. Это как воспринималось бы? Как позиция Путина-гражданина либо как позиция Путина-президента?

- А вы увидели, что говорил румынский президент уже будучи в Кишиневе? На разных мероприятиях, где он находился совместно с молдавским президентом это выражение не звучало. Он говорил о необходимости поддерживать Молдову на пути евроинтеграции. Это было лейтмотивом его выступлений. Ежели человек, будучи гостем Республики Молдова и участвуя в определенных мероприятиях, не повторяется, не говорит того, что он произнес в другом контексте, а меняет точку зрения и содержание собственных выражений, то, мне кажется, мы должны ориентироваться на это. И то, что правительство Румынии здесь же высказало свою по поводу отношений с Молдовой мы тоже восприняли чрезвычайно позитивно.